Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но центральным является квадрат под номером 5. Центральная картинка, по желанию автора, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Но обычно нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8 8-7, 7-4, 4-1 («основа»), а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5 («крест»).
Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Головоломка впервые была опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Применение кроссенса на уроке:
- при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- творческое домашнее задание.
Алгоритм составления кроссенса:
- определить тематику, общую идею;
- выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
- найти связь между элементами, определить последовательность;
- поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
- сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
- выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Так как основной смысл кроссенса – это некая загадка, ребус, головоломка, то он прекрасно выступает как форма нетрадиционной проверки знаний по предмету. Применение кроссенса на уроке разнообразно, так его можно использовать:
- при формулировке темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке, включить как рефлексию.
Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока.
Кроссенс можно предложить ученикам в качестве творческого домашнего задания.
Для учителя кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами.
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.
Поэтому кроссенс – головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадки, ребуса, головоломки. Кроссенс является прекрасным средством развития логического и творческого мышления обучающихся.
Мои кроссенсы
Вопросы к кроссенсу:
- Все есть число – это достаточно известное высказывание.
- Кто автор данного высказывания? (Пифагор)
- Родился Пифагор на острове Са́мос, который находится …. (в Греции)
- Родиной какого спортивного события является эта страна? (Олимпийские игры)
- Как нумеруется порядок олимпийских игр? (Римскими цифрами)
- Какие еще цифры вы знаете (Арабские)
- Для чего используются цифры? (для счета)
- Упорядоченный набор цифр, используемых при счете, - это алфавит. А алфавит представляет собой …. (систему)
- Как вы думаете, что скрыто под 9 картинкой, что объединяет понятия число, счет, цифры, система…. (система счисления)
Ответы к кроссенсу:
- Норберт Виннер (1894-1964) основоположник кибернетики
- Кибернетика - наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.
- Термин впервые введен в 1948г.
- 1948 г. – открыт спутник Урана Миранда (Джерардом Койпером)
- Уран – химический элемент с атомным номером 92
- Входит в периодическую таблицу Менделеева, которую еще называют периодической системой
- Искусственная система, т.е. созданная человеком, как на рисунке система спутников.
- Как и компьютер, который тоже является системой, для трех процессов – передача, обработка, хранение
- А эти процессы называются - информационными процессами.
Вопросы к кроссенсу:
- Форма проведения учебно-практических занятий? Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. В ходе семинара учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, рефераты доклады.
- Как называется короткий доклад в военном деле? В военном деле короткий доклад называется рапортом (от фр. raport) —Рапорт может содержать отчёт о проделанной работе или обращение к начальству по какому-либо вопросу. Рапорт произошло от слова , которое пришло к нам из французского языка.
- Это король Франции. Как его звали?Людовик XI[1] (король Франции в 1461—1483 годах
- Людовик 11 за методы ведения политики — лесть, подкупы, шпионаж и нескончаемую сеть интриг, которую искусно он умел плести, носил прозвище «Всемирный паук», «Вселенский паук», также просто «Паук». Как известно, пауки – мастера плетения паутин.
- Данная аббревиатура тоже связана с паутиной. Что она обозначает?Всемирная паутина (англ. World Wide Web)
- Какие возможности предоставляет WWW? Что обозначает этот символ? Это часть электронного адреса, для отделения имени пользователя (учётной записи) от названия почтового сервиса.
- Логотип какого почтового сервиса изображен? Google крупнейшая поисковая система интернета, принадлежащая корпорации Google, которая была создана в 1998 г. в качестве учебного проекта студентов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина. Из-за популярности поисковой системы в английском языке появился неологизм to google или to Google (аналог в русском компьютерном сленге — гуглить), использующийся для обозначения поиска информации в Интернете с помощью Google. На сегодняшний день гул предоставляет широкий спектр возможностей для работы в сети Интернет.
- Логотип какого сервиса гугл изображен? GH(англ.hangout - место постоянных сборищ или встреч)— это программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями и видеоконференций, разработанное компанией Google и выпущенное 15 мая 2013 года
- Что объединяет все понятия? (вебинар)
Источники:
Статья "Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления обучающихся» http://ulava.ucoz.ru/load/nauchno_metodicheskaja_dejatelnost/
http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/