Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но центральным является квадрат под номером 5. Центральная картинка, по желанию автора, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Но обычно нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8 8-7, 7-4, 4-1 («основа»), а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5 («крест»).

Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам: писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Головоломка впервые была опубликована в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Применение кроссенса на уроке:

  • при изучении нового материала: выведение  темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Алгоритм составления кроссенса:

  1. определить тематику, общую идею;
  2. выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
  3. найти связь между элементами, определить последовательность;
  4. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
  5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
  6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Так как основной смысл кроссенса – это некая загадка, ребус, головоломка, то он прекрасно выступает как форма нетрадиционной проверки знаний по предмету.  Применение кроссенса на уроке разнообразно, так его можно использовать:

- при формулировке темы и цели урока;

- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;

- при закреплении и обобщении изученного материала;

- при подведении итога работы на уроке, включить как рефлексию.

Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока.

 Кроссенс можно предложить ученикам в качестве творческого домашнего задания.

Для учителя кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами.

Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.

Поэтому кроссенс – головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадки, ребуса, головоломки. Кроссенс является прекрасным средством развития логического и творческого мышления обучающихся.

Мои кроссенсы

Вопросы к кроссенсу:

  1. Все есть число – это достаточно известное высказывание.
  2. Кто автор данного высказывания? (Пифагор)
  3. Родился Пифагор на острове Са́мос, который находится …. (в Греции)
  4. Родиной какого спортивного события является эта страна? (Олимпийские игры)
  5. Как нумеруется порядок олимпийских игр? (Римскими цифрами)
  6. Какие еще цифры вы знаете (Арабские)
  7. Для чего используются цифры? (для счета)
  8. Упорядоченный набор цифр, используемых при счете, - это алфавит. А алфавит представляет собой …. (систему)
  9. Как вы думаете, что скрыто под 9 картинкой, что объединяет понятия число, счет, цифры, система…. (система счисления)

Ответы к кроссенсу:

  1. Норберт Виннер  (1894-1964) основоположник кибернетики
  2. Кибернетика -  наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машиныживые организмы или общество.
  3. Термин впервые введен в 1948г.
  4. 1948 г. – открыт спутник Урана Миранда (Джерардом Койпером)
  5. Уран – химический элемент с атомным номером 92
  6. Входит в периодическую таблицу Менделеева, которую еще называют периодической системой
  7. Искусственная система, т.е. созданная человеком, как на рисунке система спутников.
  8. Как и компьютер, который тоже является системой, для трех процессов – передача, обработка, хранение
  9. А эти процессы называются  - информационными процессами.

Вопросы к кроссенсу:

  1. Форма проведения учебно-практических занятий? Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. В ходе семинара учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, рефераты доклады.
  2. Как называется короткий доклад в военном деле? В военном деле короткий доклад называется рапортом (от фр. raport) —Рапорт может содержать отчёт о проделанной работе или обращение к начальству по какому-либо вопросу. Рапорт произошло от слова , которое пришло к нам из французского языка.
  3. Это король Франции. Как его звали?Людовик XI[1] (король Франции в 14611483 годах
  4. Людовик 11 за методы ведения политики — лесть, подкупы, шпионаж и нескончаемую сеть интриг, которую искусно он умел плести, носил прозвище  «Всемирный паук», «Вселенский паук», также просто «Паук». Как известно, пауки – мастера плетения паутин.
  5. Данная аббревиатура тоже связана с паутиной. Что она обозначает?Всемирная паутина (англ. World Wide Web) 
  6. Какие возможности предоставляет WWW? Что обозначает этот символ? Это часть электронного адреса, для отделения имени пользователя (учётной записи) от названия почтового сервиса.
  7. Логотип какого почтового сервиса изображен? Google крупнейшая поисковая система интернета, принадлежащая корпорации Google, которая была создана в 1998 г. в качестве учебного проекта студентов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина. Из-за популярности поисковой системы в английском языке появился неологизм to google или to Google (аналог в русском компьютерном сленге — гуглить), использующийся для обозначения поиска информации в Интернете с помощью Google. На сегодняшний день гул предоставляет широкий спектр возможностей для работы в сети Интернет.
  8. Логотип какого сервиса гугл изображен? GH(англ.hangout - место постоянных сборищ или встреч)— это программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями и видеоконференций, разработанное компанией Google и выпущенное 15 мая 2013 года
  9. Что объединяет все понятия? (вебинар)

 

Источники:

Статья "Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления обучающихся»  http://ulava.ucoz.ru/load/nauchno_metodicheskaja_dejatelnost/

http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/

http://thejam.ru/puzzle/krossens.html

http://www.ug.ru/method_article/214